бегущая строка

Вы находитесь на персональном блоге учителя начальных классов Шалесной Татьяны Станиславовны

УМНИКАМ И УМНИЦАМ

Картинки по запросу олимпиада в школе
Рыхтуемся да алімпіяды па беларускай мове
1. Вызначце колькасць літар і гукаў у словах.
Лью – _____літар, _____ гукаў.
Мядзведзь – _____літар, _____ гукаў.
Аб’ём – _____літар, _____ гукаў.
2. Запішыце насупраць дадзеных слоў па аднаму сіноніму (слова блізкае па значэнні).
Айчына – ______________, узвышша –___________________,
урач – ________________, поўсць – ____________________,
воін – ________________, сябар – _____________________,
тайга – _______________, праціўнік – ___________________.
3. Пастаўце націск у словах. З націскных складоў утварыце новыя словы.
Праца, лесвіца, казачны – ___________________________
Саджанец, зіма, лётчык – ___________________________
Крыга, нажнічкі, кава – _____________________________
4. Перакладзіце на беларускую мову.
Вещь – _________________________,
гвоздь – ________________________,
сирень – ________________________,
кирпич – ________________________,
крыльцо – _______________________,
пуговица – _______________________.
5. Як называюцца слоўнікі:
у якім можна знайсці правільнае напісанне слова
разводдзе?
у якім можна знайсці лексічнае значэнне слова валошкі?
6.Устаўце прапушчаныя літары.
Басе…н, в…раб…й, бера…, в…рас…нь, біблі…т…ка, від…л…ц, вокла…ка, в…ч…р.
7. Запішыце словы ў два слупкі:
1) словы, дзе ўсе зычныя гукі глухія
2) словы, дзе ўсе зычныя гукі звонкія
Гульня, вярба, шапка, каса, кошка, зязюля, косіць, бульба.
8.Вызнач, колькі слоў у сказе. Падкрэслі правільны адказ. Запішы атрыманы сказ. Вызнач аснову сказа.
Надлесамвышэйпаднялосясонцаіўсміхнуласязямлі.
А) 10; Б) 7; В)8; Г) 6.
9. Адгадайце і запішыце словы.
а) У + твор пра чарадзейныя падзеі ____________________
б) У якім слове сто Г? ____________________
г) Кавалак - ак + ь _______________________
10.  Падбярыце антонімы да слова свежы ў словазлучэннях:
Свежы выгляд, свежая газета, свежае паветра, свежы хлеб.
11. Замяні фразеалагізмы адным словам.
Уцякаць з усіх ног – ________________________;
устаць чуць свет – _________________________;
працаваць не складаючы рук –__________________________;
як рукой падаць – _____________________________________;
як кот наплакаỹ – ______________________________________.
12. Утварыце з дадзеных слоў прыказкі. Запішыце.
1.Слава, багацце, даражэйшая, за добрая.
2. За, страціш, запытанне, не, сняданне.
13. Падбярыце да рускіх словазлучэнняў аднаслоўныя беларускія адпаведнікі.
Гнездо аиста - __________________ ________________ ;
Блины из тёртого картофеля -_______________________ ;
Тёплые страны, куда летят зимовать перелётные птицы - ______________;
Подсолнечное масло -____________________________________ ;
Книжный магазин - ___________________________________ . 
14. Устаў у словы патрэбныя літары.
Спевы – сп…ваць, сп…вак, сп…вакі.
Разгледзець – абгл…даць, гл…дач, гл…дачы.
Азёры – аз..рцо, аз..рышча, воз…ра.
Снег – сн..гі, сн…жынка, сн…гапад.
15. Разгледзь “чароўны квадрат”. У ім па гарызанталі і па вертыкалі схаваны назвы прысмакаў. Адшукай і запішы іх. Падкрэслі літары, якія абазначаюць мяккасць папярэдніх гукаў.
П
Я
Ч
Э
Н
Н
Е
П
О
З
І
П
К
А
Г
Б
Ю
З
І
У
В
Ц
У
К
Е
Р
К
А
Ш
Д
В
Ф
О
Ц
Ф
М
Ё
Д
І
Г
Й
Л
Н
Ш
Ф
Р
Т
Ь
І







Готовимся к олимпиаде по математике
1. Катя, Галя и Оля, играя, спрятали по игрушке. Они играли с медвежонком, зайчиком и слоником.
Известно, что Катя не прятала зайчика, а Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка.
У кого какая игрушка?

2. Продолжи ряд чисел: 7, 9, 16, 25, 41, ...

3. Мальчик каждую букву своего имени заменил порядковым номером этой буквы в русском алфавите.
Получилось 510141.
Как звали мальчика?

4. Написано 99 чисел: 1, 2, 3, :.98, 99.
Сколько раз в записи чисел встречается цифра 5?

5. Дан прямоугольник длиной 8 см и шириной 4 см.
Как провести в этом прямоугольнике отрезок, чтобы получилось:
    1) Два треугольника.
    2) Два квадрата.
    3) Два прямоугольника, но не квадрата.
    4) Треугольник и четырёхугольник.
    5) Треугольник и пятиугольник.

6. Запиши число 7 четырьмя тройками и знаками действий.

7. Сколько девочек в этом классе?
"Сколько девочек в вашем классе? - спросил Яша у Гали.
Галя, подумав немного, ответила:
"Если отнять от наибольшего двузначного числа число, записанное двумя восьмёрками, и к полученному результату прибавить наименьшее двузначное число, то как раз получится число девочек в нашем классе."

8. Назвать 5 дней недели, не пользуясь указанием чисел месяца и не называя дней недели.

9. Запиши число один четырьмя тройками и знаками действий.

10. В пятиэтажном доме Вера живёт выше Пети, но ниже Славы, а Коля живёт ниже Пети.
На каком этаже живёт Вера, если Коля живёт на втором этаже?

11. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

12. Врач дал больной девочке 3 таблетки и велел принимать их через каждые полчаса. Она строго выполнила указание врача. На сколько времени хватило прописанных врачом таблеток?

13. Мальчик написал на бумажке число 86 и говорит своему товарищу:
"Не производя никакой записи, увеличь это число на 12 и покажи мне ответ".
Недолго думая, товарищ показал ответ. А ты это сделать сумееш?

14. Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревновании,
причём никакие два мальчика не делили между собой одно и тоже место.
На вопрос, какие места заняли ребята, трое ответили:
Коля - не первое и не четвёртое; Боря - второе; Вова - не был последним.
Какое место занял каждый из мальчиков?

15. Лена и Света сорвали 40 яблок. Когда они съели поровну яблок, то у Лены осталось 15 яблок, а у Светы 9 яблок. Сколько яблок сорвала Лена?
Готовимся к олимпиаде по русскому языку
1.  Найди слова, в которых количество букв и звуков неравное, подчеркни их:
ёлка,  берёза, листок, корень,  полью,  теннис.
2. Вы выполняли фонетический разбор слова ЕЛЬНИК. В какой строке разбор выполнен правильно? Обведи букву  правильного варианта ответа.
А. Ельник – 2 слога, 6 букв, 7 звуков.
Б. Ельник – 2 слога, 6 букв, 6 звуков.
В. Ельник – 2 слога, 6 букв, 5 звуков 
3. Поставь ударение в словах:
свекла, алфавит, звонит, щавель, портфель,  ворота, документ.
4. Перед тобой три слова: ДЕВОЧКА, КАРЕТА, КОЛОВОРОТ. Собери из слогов этих слов новое слово: из первого слова возьми первый слог, из второго – второй слог, а из третьего – третий слог.
Запиши полученное слово в ответе.
 Ответ: ________
5. Прочитай стихотворение. Сколько раз в нём встречается звук [ш] ?
 Подчеркни слова, в которых произносится  этот звук.
          - Ты скажи мне, милый ёж,                  -  Тем он, лисонька, хорош,
           Чем ежиный мех хорош ?                      Что зубами не возьмёшь.
6. Выбери и обведи то слово, которое НЕЛЬЗЯ употребить со словом ГЛАЗА.
А. умные        Б. карие        В. удивлённые        Г. густые      
7. Допиши названия животных в выражения :
1) Голоден как ...                   2)  Труслив как...                     3) Хитёр как...
 4) Упрям как...                      5)  Нем как...                            6) Драчлив как ...
8 .В каждой  группе слов найди одно лишнее, подчеркни его:
1)  Пётр, Катя,  Серёжа,  Егоров
2) мяч, кукла, скакалка, шахматы, играет
3)  вода, водичка, подводный, водитель, водолаз
4 ) жираф,  ножик, шишки, коршун,  кожица
9. Вы изучаете правописание имён собственных. Все, кроме одного слова в списке, можно писать как с заглавной буквы, так и с прописной. Какое слово можно писать только с заглавной буквы, иначе оно будет бессмысленным? Обведи букву такого слова:
А. Виктория        Б. Роза        В. Дарья                Г. Надежда
10.  В слове РОСТ поставь последнюю букву в начало, а затем прочитай получившееся слово наоборот. Какое слово получилось при чтении наоборот?
11.  Найди общее начало к каждому слову. Запиши общее начало в ответе.
                                        АБЛЬ
                        ( . . . )      ЖИК
                                        ЗИНА
                                        ТИК

Ответ: ____________________
12. Как зовут детёнышей у животных:
Курица - ________________
Волчица - _______________
Корова - ________________
Галка - __________________    
13. В каком из этих слов количество букв не совпадает с количеством звуков? Подчеркни это слово.
Сел, съел, сяду, съешь.  
14. Запиши, сколько раз в стихотворении встречается звук  [с].
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно там. 
15.  В каждой группе слов найди «лишнее», подчеркни его:
А) Молоко, бревно, пальто, число, весло.
Б) Клевета, забота, весна, победа, истина.
В) Звук, жест, долг, глаз, рукав.
Г)  Они, мы, сани, вы, ты.
Д)  Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь.       

Готовимся к олимпиаде по предмету "Человек и мир"
1. Из букв каждой строчки составьте названия птиц.
СОР – Р + КОРА         РОВ + НОРА – Р
ДОЗОР + КОД – ОКО КАРТИНА – КРАН + С
2. Ответь на вопросы:
Какую траву и слепой узнает? __________________________________
Где у кузнечика ухо? __________________________________________
Самая большая африканская пустыня.____________________________
Назови самое сладкое дерево наших лесов. _______________________
Кто может пить ногой? ________________________________________
След какого хищного зверя похож на человеческий? _______________
В воде родится, а воды боится._________________________________
Какую звезду можно увидеть днём?______________________________
Какая часть света состоит из двух материков? _____________________
У какой птицы самый длинный язык? ___________________________

3. Допиши народные приметы.
Ласточки летают низко – ____________________.
Лягушки квакают – _________________________.
Кошка клубком свернулась – _________________.
Паук усиленно плетёт сети – __________________.
Крот нагребает высокие холмики – ________________________________.

4. Учёные доказали, что эти животные решают сложные инженерные задачи, строят жилище наибольшей вместимости при наименьших затратах строительного материала. Назови этих животных.
А) Змеи. Б) Аисты. В) Пчёлы. Г) Бобры. Д) Пауки.

5. В каждом ряду найди лишнее слово и подчеркни его, подбери третье подходящее слово:
1) Нёман, Припять, Нарочь, Буг, ……
2) Стрекоза, паук, комар, кузнечик, …….
3) Земля, Луна, Венера, Марс, ……..
4) Нефть, торф, уголь, известняк, …….
5) Беларусь, Франция, Витебск, Китай, ……..
6) Суховей, наводнение, бриз, ураган, …..
7) Лев, жираф, зебра, ягуар, ……..

6. Прочитай рассказ «Осенью в лесу». Найди фактические ошибки, подчеркни их.
Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков, опят. Цветущих растений совсем мало, но над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Растения и животные леса готовятся к зиме. Со всех деревьев опадают последние листья, белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придёт суровая и длинная зима.

7. Узнай материк по описанию. Вставь пропущенные слова.
1) Этот материк самый жаркий и по нему протекает самая длинная река мира. Он называется ________________________. Здесь обитает самое высокое млекопитающее мира. Это __________________________.
2) Этот материк небольшой, на нём находится только одно государство. Он называется ____________________________. На нём обитает известное сумчатое животное. Это _____________________________.
3) Этот материк самый большой. Он называется _____________________. На нём находится государство, в котором проживаешь ты.
Это _______________________.

8. Собери из букв как можно больше названий животных. Буквы в слове можно использовать только один раз.
И В Р Е О Н Л С К Ь Т А Ы

9.      Что относится к природе?
А) карандаш, тетради, дом, город,
Б) человек, растения, животные, космические корабли,
В) солнце, вода, человек, грибы.

10. Животные – это:
А) птицы, звери, насекомые, рыбы, черепахи, черви,
Б) птицы, звери, рыбы, грибы,
В) птицы, звери, человек, насекомые, растения.

11. Куда внесены сведения о редких растениях?
А) в Красную книгу,
Б) в атлас,
В) в контурные карты.

12. Основные стороны горизонта:
А) юг,
Б) восток,
В) север,
Г) юго-запад.

13. Выделите лишнее слово в каждой группе:
А) дождь, снег, осадки, иней, град,
Б) дуб, дерево, ольха, тополь, ясень,
В) секунда, час, год, вечер, неделя.

14. Укажи стрелкой, что к чему приводит.
Браконьерство                                                        обмеление рек        

Выброс выхлопных газов                                      исчезновение видов
автомобилей                                                             животных

Заготовка древесины                                              загрязнение воздуха

Вырубка леса по берегам рек                                уменьшение количества    
                                                                                        лесов
15. Узнай по описанию:

Это явление природы, похоже на лёгкую дымку в воздухе, а иногда на белую, непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. Что это?